О нас пишут

Лига безопасного интернета и СПЧ изучат воздействие зарубежных соцсетей на детей

Если взрослые в среднем по 6-8 часов в день, по данным Лиги безопасного интернета, проводят в Сети, то дети проверяют гаджеты каждые 15-16 минут, а «зависают» в них по 9-10 часов в день.

Вовлечение несовершеннолетних в цифровую среду аукается не только ростом разного рода зависимостей, но главное — грозит детской безопасности. Из 16,6 миллиона фейков и шок-контента, распространяемых сетями, 14,5% приходится на YouTube, около 9% — на TikTok, обожаемых детьми ради мультфильмов и игр. При этом роль интернета и гаджетов в жизни детей растет, а видеохостинги, в том числе YouTube, становятся неотъемлемой частью образовательного пространства.

— К рекомендательным алгоритмам и правилам модерации контента на YouTube и TikTok не просто много вопросов, — говорит директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. — Эти видеохостинги получают извещения о штрафах от Роспотребнадзора, но не только их не оплачивают, но и не удаляют информационную грязь. При этом цензура в отношении России, например, по патриотической тематике или информации об СВО на Украине, налажена жестко: ее немедленно удаляют.

Привычка «залипать» в сетях у детей, как правило, от родителей, которые так «выкраивают время для себя».

В этих условиях минобрнауки и СПЧ приняли решение о запуске первого в стране комплексного исследования о влиянии соцсетей и интернета на детское здоровье. В нем принимают участие психологи, педагоги, криминологи, психиатры, социологи, юристы. Его цель: понять, как защитить детей, а главное — разработать не только правила цифровой гигиены, но и поэтапную программу роста цифровой грамотности детей и их родителей.

— Мы понимаем, что нет волшебной «серебряной пули», которая снесет голову гидре, — говорит директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин, — отрубим одну, вырастет другая. Поэтому задача исследования — научить маленьких и больших пользователей правилам безопасности в виртуальном пространстве.

Те курсы, что уже начались, обозначили четыре ключевые проблемы. Дурная привычка «залипать» в сетях у детей, как правило, от родителей, которые признаются, что так «выкраивают время для себя». В ловушку когнитивного искажения, когда сети изображают «успешность» и ее «вирусят», почти одинаково попадают и дети, и родители, что требует роста уровня общей культуры за счет чтения. По мере взросления подростков надо вводить ограничения их пребывания в сетях. И четвертая проблема — на чужих носителях формировать позитивный контент в интернете трудно.

— Эти проблемы показывают, что «воронка вовлечения» через сеть в запрещенный контент сложилась, — считает член СПЧ Игорь Ашманов. — Так работают правила информационной войны. Поскольку это стратегическое оружие, выход, думаю, в блокировке иностранных видеохостингов, что, с моей точки зрения, неизбежно, и ожидается осенью, когда четче заработают отечественные платформы. Дальше — выстраивание системы своих сервисов, но без иллюзий. В наших соцсетях тоже хватает вирусов. Еще надо помнить, что ВОЗ признала игровую и цифровую зависимости опасными для здоровья.

В силу этих причин авторы комплексного исследования наряду с введением цифрового образования в школах и среди взрослых (за плату) рекомендуют запрещать смартфоны в школах и вузах, снабжать гаджеты предустановкой или ограничителями на игры. Окончательные выводы исследования будут готовы к 1 сентября.

Источник: rg.ru