О нас пишут

Приемы против онлайн-взлома

Не попасться на уловки мошенников детям помогают открытые уроки по грамотному поведению в Сети.

Волонтеры Лиги безопасного интернета и Национального центра помощи пропавшим детям в октябре начали всероссийскую акцию «Месяц безопасного интернета». Проект стал продолжением аналогичного сентябрьского цикла школьных мероприятий в Московском регионе. Эксперты считают, что подобные занятия востребованы и их надо проводить на регулярной основе.

УРОКИ ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ

На внеклассных занятиях в школе №14 г. Долгопрудный (Подмосковье) в октябре оживленно и шумно – дети обсуждают, как не стать жертвой мошенников и не потерять карманные деньги. У школьников 5–7 классов общегражданских паспортов еще нет, а банковскими картами родителей они уже пользуются.

Раньше об опасностях в интернете говорили только на уроках информатики, а теперь ученики могут обсудить это со студентами-волонтерами из Лиги безопасного интернета. В течение сентября они провели уроки по цифровой безопасности у 1,1 тыс. детей в столичных школах.

Подростки легко контактируют с незнакомцами и попадаются на уловки мошенников, констатировала в разговоре с RSpectr эксперт Лиги Надежда Красильникова. По ее словам, ключевым здесь является доверие.

За последние два года ситуация в информационной сфере очень сильно изменилась: появились новые риски, опасности, с которыми сталкиваются дети и их родители, сообщила RSpectr исполнительный директор Национального центра помощи и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее словам, защитные организации получают очень много писем и обращений в связи с распространением опасного контента.

БОЛЕЕ 10,5 МЛН ДЕТЕЙ В РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ АКТИВНЫМИ ПОДПИСЧИКАМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРУПП И СООБЩЕСТВ В СЕТИ

сообщили RSpectr в пресс-службе Лиги.

Надежда Красильникова, Лига безопасного интернета:

– Дети принимают внимание за истинный интерес к себе и передают свои персональные данные, денежные средства, соглашаются на личные встречи, начинают выполнять «простые» задания, а потом не могут выйти из этого круга. Как следствие, сталкиваются с шантажом, угрозами, стрессом и другими проблемами.

Младшие школьники оказались в цифровой ловушке, пояснил RSpectr эксперт Лиги Никита Павлухин. Казалось бы, они больше родителей знают про использование гаджетов, настройки и использование интернета, однако это не делает их более защищенными.

Распространенность фишинговых сайтов стала открытием для подростков. Эксперты Лиги рассказали на уроке, как создаются псевдостраницы профилей в соцсетях, а мошенники при попытке входа пользователя в поддельный аккаунт получают данные для доступа к реальному.

Никита Павлухин привел кейс прошлого года, когда тысячи клиентов крупной российской компании лишились денег, перейдя по фальшивой ссылке для участия в розыгрыше и введя свои персональные данные.

После проведенного занятия по интернет-безопасности каждый сделал для себя выводы. Тринадцатилетняя Лиза Т. решила поменять пароли – на банковской карте и в соцсетях, а также сообщила RSpectr, что будет бдительнее при совершении покупок в Сети.

Для двенадцатилетней Таи С. стало открытием, что мошенники могут взломать аккаунт и узнать место проживания, маршрут прогулок и другие факты из жизни. Девочка планирует рассказать о мерах предосторожности родителям и порекомендовать им не размещать личную информацию публично.

В ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ КАЗУСЫ, КОГДА ДЕТИ ВЫКЛАДЫВАЮТ В ОНЛАЙН ФОТОГРАФИИ ИЛИ ДАННЫЕ СВОИХ ОДНОКЛАССНИКОВ БЕЗ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Об этом RSpectr рассказала директор школы №14 Мария Мецгер. Возникают прецеденты, когда по данному поводу с жалобами обращаются родители.

Тема онлайн-безопасности очень актуальна и потому, что дистанционный формат все больше завоевывает образовательную среду, особенно это практиковалось в пандемию, отметила директор школы.

КОНТЕНТ ДЛЯ МАРАФОНА

Негативное влияние контента связано со все большей цифровизацией реальной жизни. В Лиге напомнили, что большинство российских подростков проводят в гаджетах ежедневно от 6 до 8 часов.

Лига безопасного интернета, пресс-служба:

– По нашим данным, каждый десятый подросток проверяет обновления в социальных сетях по несколько раз за ночь, хотя в это время ребенок должен спать.

Сложность состоит в том, что родители слишком поздно замечают проблему и пытаются решить ее радикальными методами, объяснила Надежда Красильникова. Полный запрет на использование интернета приводит к развитию конфликта, отчуждению и потере доверительных отношений с ребенком.

Екатерина Мизулина подчеркнула, что для помощи родителям в таких ситуациях разработаны методические пособия. Подобные материалы созданы для всех категорий граждан.

Екатерина Мизулина, Лига безопасного интернета:

– Мы подготовили обновленные учебные пособия для школьников разных возрастных групп, советы для родителей, методические рекомендации для учителей по проведению уроков безопасного интернета. Для этого была привлечена большая команда педагогов, психологов, криминологов.

Данными материалами по самым разным темам – манипуляциям в Сети, опасным сообществам, травле, фейкам и многим другим – в школах будут активно пользоваться, уверена социальный педагог школы №1265 г. Москвы Евгения Рублева. В разговоре с RSpectr она подчеркнула, что пособия сопровождаются иллюстрациями, многие задания поданы в виде игр, что повышает интерес детей к урокам безопасности.

В Лиге отметили, что не ограничиваются выпуском брошюр и плакатов. В октябре стартовала акция «Месяц безопасного интернета», в рамках которой в десяти регионах России пройдут как уроки для школьников, так и тематические круглые столы для директоров, учителей и родителей. Эксперты также проведут анкетирование, чтобы объективно оценить уровень интернет-грамотности взрослых.

НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ

Беседы, разработанные экспертами Лиги, одобрены и рекомендованы Минобрнауки России. Однако они ограничены во времени и известны не везде.

Уроки безопасного интернета периодически проходят во всех регионах, где представлены отделения Национального центра, уточнил Никита Павлухин. Сейчас они есть в более 30 областях страны. Иногда эксперты Лиги выезжают по приглашению в другие города.

Подобные проекты по работе с детской аудиторией дают бесценный опыт, в том числе публичных выступлений, а также знания о постоянно меняющихся онлайн-угрозах, объяснил волонтер свою мотивацию к работе. С учетом того, что каждый год интернет порождает все новые опасности для детей, проведение встреч, посвященных онлайн-безопасности, необходимо на постоянной основе, считает он.

Никита Павлухин, Лига безопасного интернета:

– Сейчас мы занимаемся разработкой цикла уроков, потому что рассказать весь материал за одно занятие невозможно и приходится концентрироваться на отдельных блоках.

Надежда Красильникова подчеркнула, что на уроках волонтеры разговаривают с детьми на равных, взрослым языком без ложного упрощения, всегда следуют за интересом аудитории.

Никита Павлухин отметил трудности такого подхода. Например,

ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ДЕСТРУКТИВНОГО КОНТЕНТА ЕСТЬ МНОГО ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ. НЕЛЬЗЯ СЛУЧАЙНО РАЗБУДИТЬ ИНТЕРЕС У ДЕТЕЙ К ТАКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПОПАЛИ ПОД ЕЕ ВЛИЯНИЕ

Надежда Красильникова, Лига безопасного интернета:

– Существует условное возрастное разграничение внутри затрагиваемых тем. Как правило, темы буллинга, кибернападок, увлечения опасным контентом, интернет-зависимости больше находят отклик в аудитории 8–11 классов. Но однажды, совершенно неожиданно об этих вопросах завели разговор дети из начальной школы.

Каждый конкретный класс уникален, предугадать, какая тема вызовет наибольший интерес, практически невозможно, но, если ребят «зацепило», это всегда яркий, насыщенный разговор с разбором алгоритма действия, резюмировала эксперт Лиги.

Источник: rspectr.com