Екатерина Мизулина: закрывать глаза и добровольно поставлять ценную информацию за границу – недопустимо
20 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему: «Изучают или шпионят: как регулировать работу иностранных исследовательских компаний в России». Модератором выступила директор Лиги безопасного Интернета, член ОП России Екатерина Мизулина.
Участники дискуссии обсудили изменения рынка в случае принятия законопроекта об ограничении участия иностранных исследовательских компаний в анализе российского потребительского рынка. Законопроект направлен, в первую очередь, на защиту национальной безопасности страны.
«Исследования об обыденной, казалось бы, жизни россиян, на самом деле представляют важность на государственном уровне. Информация является важной для оценки текущего состояния страны, экономического и социального планирования и деятельности ответственных федеральных органов. Важно, что эти данные собираются не только российскими компаниями, но и зарубежными игроками, в том числе из стран Запада. Сегодня в условиях открытого информационного противостояния закрывать глаза и добровольно поставлять такую ценную информацию за границу – недопустимо. Внесенный законопроект призван наконец уровнять в правах зарубежные и отечественные исследовательские компании. Ведь в США и ЕС любые попытки исследований потребления, настроений или просто опроса своих граждан со стороны зарубежных или неподконтрольных компаний просто запрещены. Именно поэтому, например, ВЦИОМ не может проводить опросы в западных странах под риском уголовной ответственности, а отечественные ИТ-компании такие, как Яндекс или VK, даже близко никогда не подпустят к сбору данных жителей США или ЕС», – отметила Екатерина Мизулина.
Соавтор законопроекта Антон Горелкин – заместитель председателя ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, в ходе обсуждения заявил:
«Я хочу подчеркнуть, что девятый санкционный пакет был принят. У
нас ушли ряд крупных западных компаний, но при этом не ушли исследовательские компании. Хотя, согласно этому санкционному пакету, они должны были завершить свою деятельность в России и уйти. Эти компании собирают большие потребительские данные. Например, данные о здоровье наших граждан и много другой чувствительный информации. Нам нужно пресекать такие истории, поскольку спецслужбы государств-противников получают реально очень интересную для них информацию. Они могут здесь отстраивать и корректировать санкции против нашей страны, ужесточать их, с учётом тех данных, которые они получают. Поэтому законопроект довольно логичен. Он продолжает линию, которую наш комитет давно ведёт».
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов заявил, что на смену иностранным должны прийти отечественные компании. А тем, которые не зарегистрированы в России, нужно запретить здесь работать.
«Все эти компании передают данные в правительства своих стран. Это GfK, Nielsen, Gallup Media и многие другие. Мы стали законодательно упорядочивать деятельность этих иностранных организаций. Был принят закон об ограничении присутствия в уставном капитале этих компаний. Постепенно, по крайней мере в медиаисследованиях, мы часть компаний заменили», – подчеркнул Рифат Сабитов.
Стоит отметить, что основными целями поправок в законопроект об ограничении участия иностранных исследовательских компаний в анализе российского потребительского рынка являются: противодействие санкциям недружественных стран, защита персональных данных и любой информации ограниченного доступа и исключение возможности их трансграничной передачи.
Участники дискуссии отметили, что в разработке законодательных механизмов будет участвовать и Роскомнадзор.