Реальная опасность. Как уберечь детей от деструктивных сообществ в сети

Вы узнаете, какие бывают деструктивные сообщества в Интернет и как гарантировать безопасность ребёнка в опасной среде.

Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.

Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть «воронки» заключается в том, что пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. В итоге попадает в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ.

К опасным сообществам относятся:

Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, (в том числе движение «Колумбайн», признанное террористическим движением на основании решения Верховного суда РФ), шутеры, нацистские, неонацистские движения и др.

Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.

Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.

Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, зоофилию и пр.

Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства. По данным исследователей через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция также является лидером по депрессивно-суицидальному контенту. По данным опроса экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, многие несовершеннолетние, имевшие опыт суицидального поведения, увлекались данной субкультурой.

Как обезопасить своего ребёнка?

Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.

Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию. Такие челленджи начинаются с простых и безобидных действий, а заканчиваются потенциальной угрозой для здоровья и жизни ребенка.

По возможности обеспечьте регистрацию ребенка в социальных сетях со своего компьютера или номера телефона, что позволит отслеживать его действия в Интернете. Следует помнить, что ребенок, вовлеченный в деструктивные сообщества, заводит второй (третий) аккаунт в социальных сетях, который держит в тайне от родителей.

Необходимо помнить, что первым этапом вовлечения ребенка в деструктивные сообщества является его отдаление от родителей и близких людей, провоцирование конфликтов между ними, культивирование претензий, ненависти и агрессии к родным и друзьям. Поэтому не всегда вызывающее и агрессивное поведение ребенка по отношению родителям является искренним желанием и осознанным поведением несовершеннолетнего, а лишь результатом манипуляции его сознанием со стороны преступников. Поэтому очень важно не ссориться с ребенком и не конфликтовать, а пытаться всегда оставлять возможность для диалога, искать подлинную причину его поведения и устранить ее. Старайтесь постоянно поддерживать своего ребенка.

Постарайтесь сдерживать внешние проявления бурных реакций на агрессивное и неконструктивное поведение ребенка или содержимое его переписки. Пытайтесь говорить с ребенком спокойно, без негативных эмоций объяснить ему недопустимость его поведения или почему тот или иной контент может представлять угрозу. Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.

В случае обнаружения нежелательных контактов в соцсетях ребенка и потенциальной угрозе, необходимо сообщать в полицию, прикладывая все имеющиеся доказательства: ссылки на группы и сообщества, скриншоты переписки, ссылки на аккаунты преступников и т.д. Вы также можете обратиться в Лигу безопасного Интернета по телефону или написав нам Вконтакте: 8 (800) 700-56-76, vk.com/liga.

Поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям, информация от которых может быть весьма полезной для общего понимания интересов, сложностей и проблем ребенка, а также для принятия своевременных мер.

Важен Ваш личный пример. Интересуйтесь (с определенной регулярностью!), на какие группы и сообщества в соцсетях подписан ребёнок.

Почему это важно: факты и статистика

32% опрошенных считают, что Интернет приносит вред обществу

(по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ))

58% россиян убеждены, что современные дети живут в более опасное время, чем они сами

(по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ))

46% опрошенных считают, что Интернет значительно увеличивает количество самоубийств

(по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ))

82% детей получают заявки в друзья от незнакомых людей, 29% детей получают заявки от незнакомых взрослых

(по данным Лаборатории Касперского)

В этом видео

Вы узнаете, какие бывают деструктивные сообщества в Интернет и как гарантировать безопасность ребёнка в опасной среде.

Подробнее – в новой видеолекции для родителей. 

Время просмотра: 11 мин

Деструктивные сообщества в социальных сетях